Зупинка - станція ВАПНЯРКА

Вітаємо Вас Гість

Група "Гости" | Пт, 28.04.2017, 08:21
Меню сайту
Розділи новин
Підприємства [5]
Спогади і розповіді [5]
Школи [2]
Про людей [4]
Форма входу
Логін:
Пароль:
Друзі сайту
Інформери
  • Курсы валют
  • Курсы валют
  • Курсы валют
Слушать радио онлайн


Статистика

Онлайн завжди 1
Гостей: 1
Користувачів 0

Головна » Статті » Спогади і розповіді

Ким Гарбуз "Местечковые расказы" продовження..
ПОТРЕБКООПЕРАЦИЯ.

(Или Кооперация по потребности.)

Сюда входили мастерские индпошива, сапожные мастерские (в том числе и частники). Главная мастерская индпошива находилась на главной же улице городка, естественно носящей имя создателя первого в мире государства рабочих и крестьян, В. И. Ленина. Лучшие портные-закройщики местечка трудились здесь. Если вы думаете, что эти самые мастера могли бы не то чтобы выполнить план, но и обеспечить своим семьям "кусок хлеба", занимаясь обшивом аборигенов, то вы сильно ошибаетесь. Кусок хлеба и выполнение производственных планов обеспечивали офицеры и сверхсрочники, находящейся в 2-х километрах от местечка, воинской части - ШМАС (Школа Младших Авиаспециалистов). А вот пошив костюмов-брюк для местного населения- это уже был кусочек масла на вышеупомянутый кусок хлеба. Почему не наоборот? Вы что не догадались, читая предыдущеие предложения? Если нет, а это свидетельствует, что вы либо слишком молоды, чтобы помнить способы приспособления к суровой действительности социалистической экономики, либо слишком стары, чтобы помнить как это вы делали сами. И не уверяйте меня, что, не будучи академиком и даже не кандидатом разных наук, вы на свою зарплату выучили двух-трёх своих отпрысков на инженеров, докторов или каких -нибудь экономистов. Ну хоть чуть-чуть нарушали ЗАКОН? Кабанчика закололи, отвезли сало-мясо на базар в район Донбасса, а справочку взяли у знакомого председателя колхоза, что вы самый что ни есть колхозник? Или были в Москве у родственника, достали там "Дефицит": ну там пальто-костюм-кофточку, да и продали по чуть-чуть завышенной цене? Или, имея специальность кровельщика, в выходные дни покрыли крышу дома какого -нибудь Мильмана оцинкованным железом . Заработали копейку. А налог родному государству уплатили? И, главное, а где вы достали оцинкованное железо? Ах. это Мильман достал? А с каких это пор оцинкованное железо стали продавать в советских магазинах частным лицам? Вот такие вопросы задаю я пожилому человеку, забывшему "правила поведения простого советского человека-по-тихонечку или на идыш-украинскому- поволеньке". А такие же вопросы задавали в ОБХСС (вспомнили это "Заведение")? Та вот, наши портные шили один-два костюма в месяц " местным", шили у себя дома и по вечерам и в основном, из материала заказчика. Правда, из трёх офицерских шинелей само собой получалось детское пальто. Но это уже зависело от кваллификации портного. Чтобы не повторяться, отсылаю Читателя к рассказу "Мойша": там более подробно отражена деятельность Главной Мастерской Индпошива.

Женское население городка шило свою одежду у частников-модисток.

Сапожная Мастерская находилась в районе базара, было ешё пару мелких мастерских, где обувь чинили "холодные сапожники". А вот уважающие себя граждане шили яловые и хромовые сапоги у известных сапожников Сержинского и Сираковского.


БАЗАР.

(или почему хозяйки дуют курам в...зад, а "Кидалы" находят "Лохов")

Базар в Вапнярке - это не просто рынок. Это - ярмарка районого масштаба. Рынок работал вяло в обычные дни: так, несколько продающих и такое же количество покупающих. Зато 2 раза в неделю, по средам и воскресения он, рынок, становился именно ярмаркой. Это был филиал Одесского Привоза с поправкой на местные условия. Крестьяне - колхозники привозили на продажу всё, что производилось и произрастало в окрестных селах: овощи и фрукты, птицу, мясо и даже рыбу. Колхозы тоже вывозили свою продукцию, которая оставалась в их распоряжении после того как рабоче-КРЕСТЬЯНСКОЕ Государство прошлось метлой по их сусекам и закромам.

Мясо продавалось в специальном мясном корпусе. Корову, свинью овцу просто так не продашь-тушу нужно правильно разделать при продаже. Одному нужно купить рёбрышки, другому нужна голяшка, третьему лопатка. Здесь специалист нужен. И были такие специалисты- Рубщики. В местечке их называли мясниками или "кацевами" на идыш. Самыми известными мясниками были Лейб Кацев, Хаим Кацев и его брат Дуня (тоже кацев). Фамилии этих достойных граждан автор не приводит в связи с "конфликтом интересов", как говорят юристы. Все трое являются его (автора) родственниками. Поэтому, если съязвить по их поводу, то значить потерять уважение других родственников, что крайне нежелательно. Если же хвалить и подчёркиваать только положительные их качества, то это будет выглядеть как клановое восхваление и читатель не поверит автору. Поэтому от описания мясного корпуса автор воздерживается. Да и кроме мяса на вапнярском базаре было на что посмотреть. Вот сценка, например: К крестьянке, торгующей курицами (их у неё три), подходит покупательница . Ха! Это же мадам Ройтман. Кстати, почему - то вапнярских дам выше определённого возраста называли мадам такая-то. Привожу диалог между мадам Ройтман и колхозницей

-Добрый день, Марфа! Скилькы просыш за свое цыпля?

-Добрий..! Цыпля? Вы що сказылысь, мадам Ройтман! Це курка така велыка як гуска. Кукурудзою я ии годувала.А вы. Ципля. 30 карбованцив прошу.

-Двадцять!

Мадам поднимает довольно увесистую курицу и дует ей в зад*

- Двадцять пять.

- Беру..

Обе остаются довольными друг другом. А дула мадам Ройтман этой самой курице в ж...пу, чтобы определить её жирность.

Идём дальше. Остановимся на минутку у государственного ларька. Там очередь за мясом. Можно, конечно, купить мясо в мясном корпусе, но там дороже.

Мясник Беницион с размаху бросает на весы "мясную продукцию". Весы аж зашкаливают.

- Побойся бога, Бенчик. Что ты мне костей набросал? Мой Вейвл эти кости мне в голову бросит, если я ему их на обед подам.

- Слушай, Циля, ты что видела телёнка без костей, да ещё по 16 рублей за килограмм? Без костей вырезка продаётся в корпусе по 25 рублей. Иди туда.

-Да, Бенчик, конечно у телёнка есть кости,но и мясо тоже должно быть на костях. А где оно здесь? Я знаю, что оно будет у тебя дома на обед. Вот твоя Соня подходит. Сейчас из подсобки заберёт домой мясо, которое когда-то росло на этих костях. Ты как орёл, Бенчик., так обрабатываешь животное, что одни кости и остаются нам, покупателям.

- Не морочь мне бейцым, Циля. Берёшь или нет? Вот очередь начинает уже возмущаться.

Очередь и правда возмущается:

- Смотрите на неё! Мясо она хочет за эти деньги. Пусть твой драгоценный Вейвл заработает на мясо. А то, бугай здоровый больше дома сидит вместо того, чтобы обувь ремонтировать добрым людям как Сержинский или как Мотька - шистер. Оставим их продолжать "обмен мнениями и любезностями."

Ещё дальше видим столик, который убрала вместе с его хозяином в 1950 году наша доблестная милиция. Столик передвижной. Он начинает передвигаться в известном его хозяину и помощникам направлении, периодически исчезая при появлении участкового милиционера и возвращаясь на место после его ухода.

За столиком идёт азартная игра, называемая "Голова-ножки". Нужно правильно угадать одну из карт- тогда "банк" ваш. Банкир Коля "Хват" почти всегда в выигрыше. Проигрывает он почему-то только определённым лицам, а именно членам своей бригады, работающих подставой для привлечения "клиентов".

Проходящий дядька смотрит как Вилька "Баламут", угадав карту, засовывает в карман своих клёшей пачку красненьких тридцатирублёвок.

Дядька останавливается. На его лице отражается внутренняя борьба с самим собой.

Только что он удачно продал два поросёнка и шёл в железо-скобяной магазин, купить гвозди и кое-что ещё по хозяйству. По поводу удачной продажи дядька пропустил стакан самогонки, купленной тут же у Машки Ветлицкой, и в голове его уже начинало "бродить легкое опьянение", которое со временем перестанет быть лёгким.

"Попробовать и себе поиграть, что ли? Ну проиграю рублей сто не больше. А может повезёт и выиграю. Такие гроши да задарма. Вот шпингалету этому, смотри как повезло. А жинка, если будет шипеть, то побью суку!" думал дядька.

- Что сыграть хочешь, мужик? Аль тридцатки жалко? Может будет твоё счастье сегодня?-обращается к нему Коля "Хват".

- А давай, трясця твоий матэри.

Начинают играть. Мужик ставит червонец на кон. Коля- свой .

Мужик выигрывает.

Мужик ставит 4 червонца, Коля тоже -4.

Мужик выигрывает.

Возле них собираются "болельщики"

- Ну даёт хлопец. Да он же Колю обчистит, молодец!

Мужик слышит лестные отзывы о себе. Откуда ему знать, что это Колины помощники направляют игру.

Мужик ставит 400 рублей и...выигрывает.

- Ну всэ, пийду.

- Куда же? Ты чё, хлопец, уходить, когда такая пруха? Давай, раздевай Кольку.

- Давай, орёт мужик, войдя в раж. Ставлю 600 рублей.

А это половина от выручки кабанчиков.

Мужик...проигрывает.

Остановиться бы! Да куда там. Коля со товарищи такие психологи , что дипломированным специалистам не потягаться с ними.

Дядька ставит ещё шестьсот и... опять проигрывает.

Всё, амба. Денег нет. И тогда он начинает соображать, что его элементарно надули.

Он начинает орать, звать милицию.

-Эй,дядьку, як тебэ зваты?- спрашивает Колин дружок Ваня Свист.

-Петром менэ клычуть.

- А меня Ваней зовут. Так вот, Петро, быстренько делай красивую походку в противоположную от нас сторону.

- Як цэ?-никак не успокоится дядька.

-Ну, ходи, ходи значит, пока своими ножками. И подальше, по возможности.

Чудак дядька. Оглянись. Коли уже давно нет. Он сегодня "сделал план" и пока ты ищешь милицию, подельники делят "добычу".

А "разведчик" внимательно следит за тобой. Если побежишь в милицию, то по дороге наткнёшься на хулиганов, которые попросят закурить, а потом так отметелят тебя, что неделю будешь дома лечиться.

В 1945 году Колин столик стоял недалеко от разрушенного бомбёжкой железнодорожного вокзала, прямо у края пристанционного рынка. Возвращающиеся из побеждённой Германии эшалоны с демобиллизованными и меняющими дислокацию солдатами, всегда останавливались на этой узловой станции. К приходу эшалона местная торговая сеть выкатывала 200 литровые железные бочки с водкой Немировского спиртзавода. Водку солдатам отмеряли железными пол и литровыми кружками. Закуска была тут же у местных торговок. (Это было до голодной зимы 1947 года). Солдаты продавали или меняли трофейное барахло . Пробовали и играть за Колиным столиком в " Голова - Ножки", "Напёрстки", "Очко". " Буру". Проигрывали. И, если Коля не успевал во время смыться, был жестоко бит фронтовиками. И в "зону" успел ненадолго сходить вместе со своими дружками Ваней Свистом и Сеней Полюхом.

Да, Коля был совсем не прост, ох непрост! Если бы вы видели его пальцы. Такие тонкие и длинные пальцы обычно бывают у хирургов, виртуозов - музыкантов, фокусников и....картёжников - шулеров. Коля и был таким " фокусником". Его пальцы все время находились в движении, делая пассажи над картами как делает настоящий фокусник или шулер. Да он и был им фокусником-шулером. Вся остальная "команда"- это фон, подыгрывающие ГЛАВНОМУ.

А пока оставим в покое Колин бизнес и пройдём дальше по базару.

Вот перевозная тележка - ларёк с газированной водой (явно после 45-47годов).

Воду продаёт тётя Рая-вдова погибшего на фронте Семёна Черкасского.

Возле тележки небольшая, но стабильная очередь.

- Тётю, налыйте стакан воды.

- Тоби з яким сиропом, яблучным, чы малыновим?

- Та мени, чыстои.

- Чысту будеш дома пыти.

Не спешите осуждать вдову. За убитого мужа она получает 250 рублей(цены до реформы 1961 года), получает процент от вырученной суммы. Это порядка 450-500 рублей. Работает только в сезон ,а это 3-4 месяца. Дома дочка-школьница, а старший сын учится в техникуме в Киеве. Стипендию получает, да разве на неё проживёшь?

Вапнярка- это не Одесса. Пьющих газводу у тёти Раи намного меньше. Вот и крутится Рая, рискуя даже свободой. Иначе не прожить. Это в Одессе на газводе можно было безбедно существовать. Там риск-благородное дело и кто не рискует, тот не пьет шампанское, а пьёт дряной дешёвый портвейн или "Биомицин" ( "БЄле мЄцне" )

Напомню читателю старый анекдот из той жизни.

Додик Гурский, продавец газводы киоска, расположенного, скажем, на углу Преображенской и Большой Арнаутской (Чкалова) получает повестку - вызов к следователю ( не важно к какому). Додик является во-время. Его приглашают (пока приглашают) зайти в кабинет. В кабинете сидит капитан.

- Здравствуйте, гражданин майор,- обращается к нему Додик.

- Здравствуйте, гражданин Гурский. Но я не майор, а капитан.

"Ага, назвал меня не товарищем, а гражданином. Дело плохо,"- думает Додик .

Но вслух:

- Это вы пока капитан. А я уже вижу два просвета на ваших погонах и с одной звездой. Пока, конечно.

- Ладно. Оставьте в покое этот дешёвый подхалимаж. Скажите, мне лучше, как это получилось, что торгуя газированной водой и при зарплате 800 рублей (цены до 1961 года), вы смогли построить себе дачу на 10 станции Большого Фонтана?

- Ой, гражданин майор!...

- Капитан!

- Ну пусть капитан, если так уж вам хочется. Если наше родное Государство под мудрым руководством Коммунистической Партии смогло построить такие гиганты как Днепрогэс, Сталинградская ГЭС и другие ГЭС"ы на обыкновенной речной воде, то почему я простой и малообразованный еврей не могу построить себе какую-то дачку на воде ГАЗИРОВАННОЙ?

Следующие 8 лет Додик (Давид) Гурский оттачивал свой юмор в местах очень не близких от родной Одессы. Так что это не просто анекдот, а сценка из советской жизни, тем более, что Додик Гурский (фамилия чуть-чуть изменена) действительно существовал, действительно имел "приятную" беседу со следователем и...действительно в результате вышеприведённой беседы(за подробности не ручаемся-они известны только обоим участникам) трудился так далеко от Одессы и даже от Москвы.

Много ещё "интересного" можно было увидеть на вапнярском базаре. Вы думаете, что там не было карманников. Ещё как были! И очень кваллифицированные. Они заканчивали "школу" в Одессе, а в Вапнярку приезжали "на практику." Некоторые выбирали Вапнярку своим местом жительства, женившись здесь, но на "гастроли", в основном, уезжали подальше. "Работали" в поездах, на вокзалах так же как и их "смежники"- картёжники. Сразу же после войны в Вапнярке "крутились", "подкармливались" беспризорники - дети войны, потерявшие родителей. О вапнярских ворах, бандитах и мошенниках будет написано в отдельной главе.


Но оставим базар жить своей жизнью и пойдём дальше...


А дальше, если перейти через железнодорожный переезд, откроется вид двухэтажного здания школы ( основной корпус). Это школа № 62 Одесской (Одесско-Кишинёвской) Железной Дороги. Этой школе свыше 100 лет. До войны в Вапнярке была ещё одна школа- городская, но она была разрушена немецкой бомбой. Где-то в 60-х здание было восстановлено и в нём разместили какие-то мастерские, а новую школу построили невдалеке, так что школа № 62 в то послевоенное время являлась, можно сказать, почти единственной, где обучались дети всех жителей городка, а не только отпрыски железнодорожников. Была, правда, ещё одна школа - Цаповская. Находилась она неподалеку от "Военного Городка" и в ней обучались как дети села Цаповка, так и дети военослужащих.

В настоящее время школа № 62 носит имя Дважды Героя Советского Союза Генерала Армии Ивана Даниловича Черняховского. Иван Данилович своё детство провёл в селе Вербовая, находящегося в нескольких километрах от Вапнярки. Он учился в этой школе, и отсюда начал свой ПУТЬ ГЕРОЯ. Окончил эту школу и Валентин Зелинский- карикатурист, редактор Республиканского сатирического журнала "Перець". Многим менее знаменитым докторам, инженерам, Министру Транспорта Украины , юристам, директорам заводов, военнослужащим, рабочим и труженникам сельского хозяйства дала образование эта школа-десятилетка.

Сразу после окончания ВОВ здание школы находилось в плачевном состоянии. Не было парт: ученики сидели за грубо сколоченными столами, не было учебников и тетрадей, но учиться надо было. И вапнярчане нашли выход из положения. Где-то в году 49-м руководством школы (с одобрения, разумеется, вышестоящих органов) было решено, чтобы родители учеников приобрели за свой счёт парты своим детям. Парты эти и были заказаны и изготовлены местными столярами. Родители объединялись по трое. Значит, за партой вместо двух сидело три ученика. Это нормально, если дети худенькие, а вот, например, автор вместе со своим закадычным дружком Аликом имели проблемы. Согласно жребия третьим партнёром оказался Ясик Шеверножук. Хорошим парнишкой был Ясик, но вот габбаритами отличался от всех однокласником. Ну просто Жиртрест какой-то. Ему одному бы сидеть за такой стандартной партой, а тут втроём. Ну, Ясик то сидел, его не столкнёшь, а вот его "партнёры" попеременно сваливались на пол. В лучшем случае удавалось поместить на скамье одну тощую ягодицу. А Ясик ещё и подталкивал то одного то другого и напевал свою любимую и единственную знакомую ему песню: "Цыкал, цыкал мотоцикл и доцыкал до села". Жалобы "сопартников" Ясика долго не принимались во внимание: Ясик был родным сыном полковника Шеверножука, одного из героев- танкистов в сражении на Курской Дуге.

Шло время. Школа получила новые парты и другую мебель, а за нашей партой, которую мы "сообразили на троих", сидели уже другие дети, но уже, как и положено, по двое.

В школе работали учителя, которых можно было назвать бессребниками, энтузиастами и прочими другими лестными эпитетами. Сами голодные, раззутые и раздетые (особенно зимой 1946-1947 гг), они выполняли свой долг -учили детей.

Начнём с такой уважаемой личности как послевоенный Директор Школы (именно с большой буквы, так как он на всю жизнь остался в глазах своих учеников Директором) Степан Сергеевич Могильный. Учитель истории, он знал также всю историю Вапнярки, хранил архивные документы и фотографии. Его любили и уважали как ученики и их родители так и сами преподаватели. Это был настоящий, не могу сказать точно то ли русский ,то ли украинский интеллигент старой формации. За что его сняли с должности? Чем он не угодил начальству?

В 1996 году двое учеников посетили Степана Сергеевича. Посидели у него в саду и даже водочки выпили с ним. И записали интересную беседу со старым Директором на видеокассету.

Всю жизнь в этой школе проработал учителем физики и Иван Васильевич Белоус.

Учительница русского языка и литературы 5-7 классов Галина Сергеевна...

Преподаватель русского языка и литературы Берта Борисовна Подгаец. Она была беззаветно влюблена в русскую литературу, и этой любовью "заражала" своих учеников.. Берта Борисовна трагически погибла, упав на лестнице ,подымась на урок. Её заменила тоже филолог Легостаева Надежда Петровна.. Легостаеву 2004 году посетил один из её учеников, и тоже записал бесседу с ней на видеокассету.

Учительница истории Уманская Юлия Васильевна . "Англичанка"Людмила Александровна Соловьёва и её муж "физкультурник" и тренер Евгений Петрович Соловьёв. А вот о двоих нужно сказать особо. Это преподаватель математики - Николай Потапович Кельбас и преподаватель английского Устим Игнатьевич Янчук. Это были ассы. Господи, как они "издевались над "бедными учениками". Они чуть ли не силой вдалбливали в головы нерадивым ученикам знания. Николай Потапович так интересно преподавал математику, что даже отъявленные лодыри заслушивались и, в силу своих "возможностей", старались выполнять домашние задания.

Оба преподавателя славились своим ехидством, а нерадивых доводили до белого кипеня. Вот, например сценка. Идёт урок английского.

Устим Игнатьевич вызывает к доске очередную " жертву":

-А зараз до дошки викликається дуже старательна персона. Шановний товарышу Степанков! Ласкаво прошу.

Боря Степанков по прозвищу "Келень" с видом осуждённого на казнь плетётся к доске.

-Я не буду тебе пытаты про правыла з английськоии граматыкы. Ты и у наший нэ дужэ пэтраєш. Хочу я послухаты, шановный, як ты чытаєш по закордонному. Ось звидсиля и начынай, Устим Игнатьевич тычет пальцем в книжечку для внеклассного чтения.

- Кейлеб Пла..,пла.., Пламбер..,- Боря останавливается.Следующее слово не читается.

- Чого цэ ты, Борю, зупынывся ? Нэ знаеш, що такэ Пламэр?

- Кэйлэб - цэ так дядька того зовуть, а Пламбэр, то мабудь хвамылия.

- На 50 видсоткив ты, Борысэ, вгадав. А пламэр -то його професия. Пламэр по анлийськи сантехник. Ты що нэ знаєш, хто такый сантехник? Та той, що водяни краны ремонтуе, унитазы, тощо ... Та ты, бачу, що таке унитаз нэ знаеш. Ну куды ты "за витром" ходыш?

- А-а-а, ср...ты я бигаю до уборноии на нашому подвир"и. Я зрозумив, що пламэр -це гивновоз як наш Ковалэнко.

- Трохы не так, алэ... Чытай дали.

- Кейлэб зе пламэр воз..воз..воз

- А можэ нэ воз, Борю? Можэ саны? А можэ царська карэта?

- Ни. Вин, цэй Кэйлэб быкам...быкам...

- Ни, Борю, нэма там нияким быкам, нэма там и коровам, нэма навить и свыням. Цэ вжэ другый абзац. Сидай, товарышу Степанков, на своє законнэ мисце на Камчатци.

Ставлю тоби двийку з минусом. Хотив кола поставыты, та ты ж щось там бурчав, мабуть и по английськы. Порадуєш батькив.

Вот так Устим Игнатьевич опрашивал лодырей. В результате ни один из его учеников не заваливал иностранный язык при поступлении в учебные заведения.

Работал в школе и старый математик Микола Иванович Недзвецкий. Математик он был неплохой, но слабохарактерный и на его уроках каждый занимался всем чем угодно, только не математикой. Недостатки в обучении впоследствии в старших классах исправлял Н.П.Кельбас. Микола Иванович имел физический недостаток- он был горбат, и кроме того паталогически боялся острых предметов, чем пользовался баламут и хулиган Петя Пикуля .

М. И., объясняя теорему, приближается к парте, за которой Петя и его сосед Жора Урсол ("Принцип") играют в морской бой.

- Жора, не бойся, сейчас я его отгоню от нас, шепчет Петя.

Петя вынимает перочинный ножик и поигрывает им. Он мог бы вытащить и финку, пистолет и даже автомат-этого добра в послевоенной Вапнярке было навалом.

- Пикуля, заховайтэ гострэ, бо выжэну з класу, бледнея, кричит Микола Иванович

- Не пидходьтэ блызько, Мыколо Ѓвановычу, бо можэ кольнуты. А з класу пиду з задоволэням.

- Та сиды вжэ, горэ мое.

Микола Иванович проводит урок, не приближаясь к парте Пикули.

Тяжело жилось Миколе Ивановичу на жалование учителя. Ох как редко он обновлял свой гардероб. О нём два его ученика, брат автора и соученик брата Валя Зелинский сочинили стихи с иллюстрациями. Как уже было упомянуто, Валя Зелинский стал штатным карикатуристом "Перца" ,так что можете представить эти вполне профессиональные рисунки. Да и текст был актуальным. Автор попробует по памяти привести некоторые фразы,а вот нарисовать..

Речь идёт о гардеробе М. И.:

...И если бы штаны при этом,

Они зимой, они и летом...

Он был бы парень- хоть куда,

Он человеком стал б тогда.

И если бы ботинки тоже

Из новой, из хорошей кожи...

Он был бы парень хоть куда

Он человеком стал б тогда ...

А если б эти если-если

Подохли бы и не воскресли,

Он был бы парень хоть куда,

Он ЧЕЛОВЕКОМ б стал тогда.

Ну и так далее. Кстати, оболтус Пикуля образумился. Закончил мединститут и долгое время работал в Вапнярке врачём. К сожалению рано умер.

Не могу не упомянуть среди неординарных учителей школы и Федосью Демяновну Ткачук. Ф. Д. преподавала украинский язык и литературу. Она, можно сказать, была фанатиком своего предмета. Сковорода, Котляревский, Шевченко, Франко, Коцюбинский и особенно Леся Украинка-были для неё как бы живыми людьми. Любовь свою к украинской литературе она, порой не совсем педагогическими методами, вдалбливала в головы своим ученикам, за что получила прозвище "Ведьма". А может сверкающие глаза фанатички являлись причиной этого прозвища? Свою дочь она даже назвала в честь Леси Украинки-Лесей.

Глибова Ф. Д. считала баснописцем, а не переводчиком Крылова.

А вот кого она не любила, то это поэта Павла Тычину. Нет, она прямо не заявляла это. Просто при чтении его стихов (а его творчество было объязательным для изучения в средней школе) она как-то поникала, не воодушевлялась. Да и вправду, как тут воодушевиться от такой "поэзии": " Трактор дыр, дыр, дыр,- мы за мир".

Или: "Як упав же він з коня, та й на білий сніг, Слава, Слава покотилось і лягло до ніг" А может ,она просто не любила советскую украинскую литературу?

В 5-7 классах историю преподавала Евдокия Романовна Андрейченко. Историю древнего мира, мифы Эллады, путешествия Одиссея- как интересно Е. Р. рассказывала об этом -как сказки.

Один ученик поинтересовался оливкам. Ну откуда было ему было знать об оливковых деревях и их плодах, никогда не видевши их! Евдокия Романовна ответила на его вопрос так: "Оливки- це солонЄ сливки."

Всех учителей, конечно, не перечислить, но не упомянуть об учительнице младших классов, автор не считает себя вправе. Этой учительницей являлась Анна Фёдоровна Дикая (Мозоль).Это она сумела за один год превратить 3-х хулиганов , лодырей и заядлых троечников в отличников.Эти три друга даже получили похвальные грамоты.Но ,главное, Анна Фёдоровна сумела пробудить в них ЖЕЛАНИЕ учиться и уверенность в себе. И они запомнили эту скромную женщину на всю жизнь, считая именно её своей ПЕРВОЙ УЧИТЕЛЬНИЦЕЙ!.

Мой глубоко уважаемый Читатель (а заодно и критик), не очень ругай меня за то, что эта глава пестрит незнакомыми тебе именами(и отчествами). Давай пойдём на компромисс: ты подставь вместо имён, написанных мною, имена твоих любимых учителей. Ведь были же у тебя ЛЮБИМЫЕ или ,в крайнем случае УВАЖАЕМЫЕ?. Иначе ты не смог бы даже прочесть это (да и любое) произведение. Я и написал о своих учителях с тем, чтобы их ученики (а возможно, что кто-то из бывших учеников школы № 62 прочтёт эти строки) вспомнили своих наставников. Чтобы память о них осталась. Впрочем, как и о твоих, если прислушался к моим словам.


УЧИТЕЛЬ.

В этой главе автор хочет поделиться с читателем своими мыслями о профессии учителя. Крупный и не очень крупный государственный деятель в своё время посещал школу. Учился в обычной школе и врач, и инженер, и архитектор, и изобретатель, и выдающийся и не очень выдающийся учёный. Рабочий, агроном, чабан и доярка тоже тоже не избежали учёбы в школе. Люди любой профессии начинали со школы, а ешё точнее с яслей-садика. Родился ребёнок. Он под родительской опекой, но не только. Его отдают в ясли и детский сад, где воспитатель (ница) помогает ему познавать жизнь - даёт первые знания. Ребёнок подрастает и идёт в школу. И тут он попадает к Учителю, Педагогу. В школе ребёнок учится не только читать,писать, считать,не только изучает основы физики,математики, химии. В школе он УЧИТСЯ ЖИЗНИ. И получает Атестат Зрелости (при объязательном среднем образовании). Воспитанием ребёнка занимается ведь и школа наряду с семейным воспитанием. И не всегда семейное воспитание преобладает. Бывает, что школа исправляет детей из неблагополучных семей? Конечно бывает. Так вот важно в какие "руки" попадает ребёнок. Как важна роль учителя в формировании будущего гражданина. И в педагоги должны идти люди.имеющие к этому призвание, те, которые будут любить свою работу и любить детей. Плохого, равнодушного к детским судьбам и на пушечный выстрел нельзя допускать к преподаванию в школе. Плохой учитель воспитает плохого врача, инженера, рабочего, политика. Так почему же труд УЧИТЕЛЯ, я имею в виду школьного учителя, ШКРАБ"а ( школьный работник), оплачивается намного ниже труда врача., инженера? А ведь без хорошего Учителя не будет хорошего врача. Почему же конкурс в педагогические ВУЗ "ы невысок?

А потому, что профессия Педагога стала НЕПРЕСТИЖНОЙ и МАЛООПЛАЧИВАЕМОЙ. Как же эти самые государственные деятели - министры и депутаты упустили из виду, что, повысив престижность профессии Учителя, сделав эту профессию не только самой высокооплачиваемой, но не менее уважаемой в обществе (как когда-то), они тем самым решат самый главный (по моему понятию) наболевший вопрос КАДРОВ. И тогда пойдет в педагогический ВУЗ самая способная и подготовленная молодёжь. А вот здесь уже можно и ввести отбор на соответствие кандидата на профессию УЧИТЕЛЯ. И средства, затраченные на подготовку и оплату педагогов, окупятся сторицей. Разве не так? Почему же на образование затрачивают так мало средств по сравнению с другими статьями государственных расходов? И в России и в США.

Только вряд ли прочитают эти строки политики, а, если бы и прочитали...

Інші роботи цього автора Ви зможете знайти за адресою http://world.lib.ru/g/garbuz_k/



Джерело: http://world.lib.ru/g/garbuz_k/
Категорія: Спогади і розповіді | Додав: Argiop (22.03.2008) | Автор: Argiop
Переглядів: 14807 | Рейтинг: 4.6/13 |
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Пошук
Реклама

    

Адміністратори сайту Argiop (ICQ: ) і Ramzes (ICQ: 368-949-583)